Мы продолжаем цикл материалов по возрастным особенностям и нарушению речевой функцииТема 2 Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни
Оценка уровня нервно-психического развития грудных и детей
раннего возраста представляет значительные трудности. Поэтому необходимо неоднократное
наблюдение за ребенком во время общения со взрослыми, реакциями на игрушку,
зрительными и слуховыми реакциями и т. д. В течение первых месяцев жизни
положение ребенка зависит от особенностей мышечного тонуса (флексорное
положение конечностей). При этом руки согнуты во всех суставах, приведены к
туловищу, пальцы сжаты в кулачки. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных
суставах, разведены в бедрах. Уже на
первом месяце ребенок реагирует на яркий свет, приподнимает и
удерживает голову из положения на животе. Движения глазных яблок
толчкообразные. Появляется недифференцированная реакция на звук, дети издают
гортанные звуки.
На втором месяце сохраняется
флексия конечностей, увеличивается объем активных движений, ребенок дольше
удерживает голову из положения на животе, в течение нескольких секунд
удерживает голову в вертикальном положении, дольше фиксирует взгляд,
появляется улыбка, гуление. Угасают рефлексы опоры и автоматической походки,
возникает физиологическая астазия-абазия. Начинают появляться симметричные и
асимметричные рефлексы, способствующие подготовке формирования вертикального
положения тела.
На третьем месяце жизни
нарастает объем активных движений, особенно в руках. Ребенок хорошо удерживает
голову в вертикальном положении, переворачивается со спины на бок, зрительные
реакции становятся длительнее, поворачивает голову на звуки, наблюдается
сочетанный поворот головы и глаз в сторону. Выражено гуление, появляются
гласные звуки. Ослабевают лабиринтные шейные тонические рефлексы. В этот период
ослабевает хватательный рефлекс, появляются первые произвольные движения.
Ребенок активно захватывает игрушки.
На четвертом месяце
ребенок хорошо удерживает голову, берет в руки игрушки и тянет их в рот.
При подтягивании за руки садится, в горизонтальном положении на животе
приподнимает и удерживает не только голову, но и плечевой пояс. Угасают
безусловные рефлексы, гипертонус в мышцах сгибателях. Ребенок различает звуки,
голоса, издает громкие звуки.
На 5—6-м месяце ребенок
сидит при поддержке, поворачивается со спины на живот и с живота на спину,
различает знакомые лица. Эмоции становятся ярче, появляются первые слоги «ба»,
«па», «ма», «дя».
На 7—8-м месяце ребенок
устойчиво сидит, встает на четвереньки. Делает попытки сесть, а иногда и
садится. Встает на ноги и стоит короткое время у опоры. Перекладывает игрушки
из одной руки в другую. Хлопает в ладошки, произносит слоги «ба-ба», «ма-ма».
Выражает удивление, интерес, узнает чужих.
На 9—10-м месяце ребенок
встает на колени, держится за опору, стоит, делает попытки ходить, машет рукой
«до свидания», ест с ложки, знает значение некоторых слов, показывает предметы,
игрушки, говорит отдельные слова «мама», «баба», «дядя», «тетя», выполняет
отдельные просьбы взрослых, понимает запреты.
На 11—12-м месяце ребенок
начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает, свободно манипулирует
игрушками, знает названия многих предметов, ест самостоятельно ложкой,
увеличивается словарный запас до 10—12 слов.
Важным моментом в оценке психоневрологического развития
ребенка является исследование
доречевого и речевого развития.