Мы продолжаем цикл материалов по возрастным особенностям и нарушению речевой функцииТема 2 Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

На втором месяце сохраняется
флексия конечностей, увеличивается объем активных движений, ребенок дольше
удерживает голову из положения на животе, в течение нескольких секунд
удерживает голову в вертикальном положении, дольше фиксирует взгляд,
появляется улыбка, гуление. Угасают рефлексы опоры и автоматической походки,
возникает физиологическая астазия-абазия. Начинают появляться симметричные и
асимметричные рефлексы, способствующие подготовке формирования вертикального
положения тела.
На третьем месяце жизни
нарастает объем активных движений, особенно в руках. Ребенок хорошо удерживает
голову в вертикальном положении, переворачивается со спины на бок, зрительные
реакции становятся длительнее, поворачивает голову на звуки, наблюдается
сочетанный поворот головы и глаз в сторону. Выражено гуление, появляются
гласные звуки. Ослабевают лабиринтные шейные тонические рефлексы. В этот период
ослабевает хватательный рефлекс, появляются первые произвольные движения.
Ребенок активно захватывает игрушки.
На четвертом месяце
ребенок хорошо удерживает голову, берет в руки игрушки и тянет их в рот.
При подтягивании за руки садится, в горизонтальном положении на животе
приподнимает и удерживает не только голову, но и плечевой пояс. Угасают
безусловные рефлексы, гипертонус в мышцах сгибателях. Ребенок различает звуки,
голоса, издает громкие звуки.
На 5—6-м месяце ребенок
сидит при поддержке, поворачивается со спины на живот и с живота на спину,
различает знакомые лица. Эмоции становятся ярче, появляются первые слоги «ба»,
«па», «ма», «дя».
На 7—8-м месяце ребенок
устойчиво сидит, встает на четвереньки. Делает попытки сесть, а иногда и
садится. Встает на ноги и стоит короткое время у опоры. Перекладывает игрушки
из одной руки в другую. Хлопает в ладошки, произносит слоги «ба-ба», «ма-ма».
Выражает удивление, интерес, узнает чужих.
На 9—10-м месяце ребенок
встает на колени, держится за опору, стоит, делает попытки ходить, машет рукой
«до свидания», ест с ложки, знает значение некоторых слов, показывает предметы,
игрушки, говорит отдельные слова «мама», «баба», «дядя», «тетя», выполняет
отдельные просьбы взрослых, понимает запреты.
На 11—12-м месяце ребенок
начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает, свободно манипулирует
игрушками, знает названия многих предметов, ест самостоятельно ложкой,
увеличивается словарный запас до 10—12 слов.
Важным моментом в оценке психоневрологического развития
ребенка является исследование
доречевого и речевого развития.