Перейти к контенту

Мы продолжаем цикл материалов по возрастным особенностям и нарушению речевой функции
Тема 2 Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Оценка уровня нервно-психического развития грудных и детей раннего возраста представляет значительные трудности. Поэтому необходимо не­однократное наблюдение за ребенком во время общения со взрослыми, реакциями на игрушку, зрительными и слуховыми реакциями и т. д. В те­чение первых месяцев жизни положение ребенка зависит от особенно­стей мышечного тонуса (флексорное положение конечностей). При этом руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачки. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, разведены в бедрах. Уже на первом месяце ребенок реагирует на яркий свет, припод­нимает и удерживает голову из положения на животе. Движения глазных яблок толчкообразные. Появляется недифференцированная реакция на звук, дети издают гортанные звуки.
На втором месяце сохраняется флексия конечностей, увеличивается объем активных движений, ребенок дольше удерживает голову из поло­жения на животе, в течение нескольких секунд удерживает голову в вер­тикальном положении, дольше фиксирует взгляд, появляется улыбка, гу­ление. Угасают рефлексы опоры и автоматической походки, возникает физиологическая астазия-абазия. Начинают появляться симметричные и асимметричные рефлексы, способствующие подготовке формирования вертикального положения тела.
На третьем месяце жизни нарастает объем активных движений, осо­бенно в руках. Ребенок хорошо удерживает голову в вертикальном поло­жении, переворачивается со спины на бок, зрительные реакции стано­вятся длительнее, поворачивает голову на звуки, наблюдается сочетанный поворот головы и глаз в сторону. Выражено гуление, появляются гласные звуки. Ослабевают лабиринтные шейные тонические рефлексы. В этот период ослабевает хватательный рефлекс, появляются первые произволь­ные движения. Ребенок активно захватывает игрушки.
На четвертом месяце ребенок хорошо удерживает голову, берет в руки игрушки и тянет их в рот. При подтягивании за руки садится, в горизонтальном положении на животе приподнимает и удерживает не только го­лову, но и плечевой пояс. Угасают безусловные рефлексы, гипертонус в мышцах сгибателях. Ребенок различает звуки, голоса, издает громкие звуки.
На 5—6-м месяце ребенок сидит при поддержке, поворачивается со спины на живот и с живота на спину, различает знакомые лица. Эмоции становятся ярче, появляются первые слоги «ба», «па», «ма», «дя».
На 7—8-м месяце ребенок устойчиво сидит, встает на четвереньки. Де­лает попытки сесть, а иногда и садится. Встает на ноги и стоит короткое время у опоры. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Хлопает в ладошки, произносит слоги «ба-ба», «ма-ма». Выражает удивление, ин­терес, узнает чужих.
На 9—10-м месяце ребенок встает на колени, держится за опору, стоит, делает попытки ходить, машет рукой «до свидания», ест с ложки, знает значение некоторых слов, показывает предметы, игрушки, говорит отде­льные слова «мама», «баба», «дядя», «тетя», выполняет отдельные про­сьбы взрослых, понимает запреты.
На 11—12-м месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает, свободно манипулирует игрушками, знает названия многих предметов, ест самостоятельно ложкой, увеличивается словарный запас до 10—12 слов.
Важным моментом в оценке психоневрологического развития ребен­ка является исследование доречевого и речевого развития.
Назад к содержимому