Перейти к контенту

Мы начинаем цикл материалов по возрастным особенностям и нарушению речевой функции
Тема 1  Этапы речевого развития

Выделяют 3 этапа в развитии детской речи:
1. Доречевой этап (первый год жизни) – периоды гуления и лепета.
2. Этап первичного освоения языка (дограмматический; второй год жизни).
3. Этап усвоения грамматики (третий год жизни).
Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, И. А. Зимняя, Е. И. Исенина, Н. И. Лепская, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Д. Салахова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Н. Х. Швачкин и др.).
Этапы развития речи (по материалам Н.С Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой) перечислены ниже.
Когда ребенку исполняется 1 месяц, он уже начинает реагировать на общение с ним, появляется реакция сосредоточения.
В 2 месяца появляется улыбка при общении.
К 3 месяцу ребенок начинает гулить, у него преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. в этом же возрасте наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым.
Первый смех у здорового малыша появляется в 4 месяца.
В 5 месяцев ребенок реагирует на направление звука, появляется певучее гуление.
К 6 месяцам в норме у ребенка появляется лепет. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию.
В 7 месяцев дети уже готовы к игровой деятельности со взрослым и уже понимают простые инструкции.
В 8 месяцев появляется реакция на незнакомое лицо и ребенок повторяет одинаковые слоги: ба-ба,  да-да, па-па и т.п.
К 9 месяцам ребенок активно общается с помощью жестов, и умеет играть в "ладушки".
В 10 месяцев в речи появляются лепетные слова (например ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Ребенок понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
В возрасте 11 месяцев использует уже как минимум 3 лепетных слова, понятных в конкретной ситуации.
Когда ребенку исполняется 1 год он начинает употреблять уже 3-4 лепетных слова, понимает  отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
В возрасте 1 год 3 месяца словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, а так же понимает названия отдельных предметов
В возрасте 1 год 6 месяцев ребенок показывает одну из частей тела, его словарный запас составляет 7-20 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок может показать три части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас составляет 20 слов.
Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, его словарный запас составляет минимум 50 слов, он показывает пять частей тела, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию, верно использует местоимения я, ты, мне, и уже строит предложения из двух слов.
В 2 года 6 месяцев ребенок правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Он понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит) и значение предлогов в привычной конкретной ситуации
К 3 годам словарный запас составляет минимум 250 слов, малыш использует предложения из 3 слов, он называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы с опорой на картинки и без нее.
Назад к содержимому